ОГОНЬ ПО СЕКТАНТАМ
В 1982 году он основал ИЖ, "для того, чтобы дать людям возможность духовного и физического здоровья, самосовершенствования и расширения осознанности". Утверждается, что методы ИЖ удивительно просты и всеобъемлющи. Существует несколько этапов:
1. Базовый курс.
Курс рассчитан на 18 часов и включает в себя основы учения группы, ряд физических упражнений на основе асан йоги, сударшен крию, групповое пение мантр, общие медитации. Основа курса - сударшен крия - дыхание в определенных ритмах (основанное на идее существования в мире и в человеке неких универсальных ритмов и необходимости достижения гармонии с ними). Практически это выглядит как групповое дыхание в следующем порядке: 4-5 кругов по 25-40 вдохов-выдохов, затем - несколько обычных вдохов-выдохов и быстрое дыхание до 150-200 вдохов-выдохов в минуту под ритм, задаваемый аудиозаписью голоса самого гуру. Впоследствии необходимо ежедневно совершать сударшен крию в домашних условиях (по всей видимости, также под запись). Далее всех прошедших базовый курс, стараются привлечь к еженедельным сатсангам - общим сборам группы, во время которых медитируют, прослушивают лекции гуру, распределяют обязанности, назначают ответственные за ту или иную работу. Стараются также организовать домашние сатсанги в другие дни. Сатсанг - не только сбор единомышленников, но и мистическая церемония, регулярно участвовать в которой крайне необходимо для адепта. Из рекламной листовки для прошедших базовый курс: "А самое главное это то, что домашний Сатсанг таинственным образом "очищает и облагораживает" атмосферу Вашего дома, заряжая её любовью радостью и успокоением!" [11, ст. "Домашний Сатсанг"].
2. Курс Сахадж Самадхи (то есть "быстрого просветления").
Второй этап пути адепта. На этом курсе, дополнительно к уже совершающейся практике, присовокупляется поклонение гуру, дается индивидуальная мантра и несколько более соответствующие действительности сведения об учении ИЖ.
3. Продолженный курс.
Настоятельно рекомендуется проходить его не менее 1-2 раз в год. Курс проводится в основном в ашрамах ИЖ (в России пока 1 ашрам в п. Выдрино на Байкале). Включает в себя религиозные обряды поклонения гуру, практику молчания, углубленные медитации и сударшен крию.
4. Курс для инструкторов.
Какой либо более или менее полной информации нет (инструкторам запрещается разглашение подробностей). Возможно, что на курсе проводится инициация самим гуру (с выездом адепта и проживанием в Бангалоре). Изучаются методы проведения семинаров, курсов, совершаются религиозные церемонии в духе индуизма.
5. Специализированные курсы.
Это курс Art Excel для детей дошкольного возраста, включающий в себя и медитации и занятия сударшен крией (специальной "детской крией"). Курсы для больных СПИДом и другими заболеваниями, для заключенных и т.п. По сути, и методикам они не отличаются от базового курса.
Рекламная и маркетинговая позиция ИЖ строится на отрицании всякой религиозной природы своего учения или практики. "Человек любой конфессии, так же как и атеист в результате курса становится более осознающим, идет к корням того, что делает..." (3, с. 18). Методы ИЖ выдаются за абсолютно научные, их будто бы изучают в ряде университетов на западе, например, в Германии (правда, точного места, где проводятся исследования, вы в материалах не найдете). Регулярные занятия (каждый день + 1-2 раза в неделю в группе) сударшен крией, йогой и медитацией по методам ИЖ должны, согласно рекламе ИЖ, привести к очистке организма от ядов и токсинов, психики - от накопившихся стрессов и "расширить осознанность".
Вообще, нельзя не обратить внимания на удивительное (и, возможно, не случайное) сходство PR-позиции, учения, практики, внутренней структуры ИЖ и "Трансцендентальной медитации" (ТМ) (даже во время занятий в ИЖ вместо мантры, данной инструктором, вы можете использовать мантру ТМ) и "Братства Ананда" ("Крия-йоги"). И там и тут вам скажут, что это благотворительная общественная организация, использующая научно подтвержденные методы, преследующая общечеловеческие цели и т.п. "..."Искусство жизни" не выделяет ни одну религию или религиозную практику, но мы относимся с почитанием ко всему и руководствуемся теми истинами, которые лежат в сердце любой религии" [8, ст. "Вопросы и ответы"]. "Все религии подобны кожуре банана. Духовность - это сам плод. А люди выбросили плод и держатся за кожуру" [1, с. 31]. "На самом глубинном уровне все религии происходят из одного источника" [1, с. 31]. Адептам преподносится знакомая ньюэйджерская идея, что каждая религия оттеняла актуальный для своего времени аспект Божественной природы, например, Ветхий Завет - Судия, Новый Завет - Отец, ислам - милосердие Божие, индуизм - Божественную красоту и т.д. [2] Как и идея, что религии, актуальные для своего времени, теперь эту актуальность утратили и не подходят для современного человека. Актуальным для него является религиозный синкретизм. "Люди отождествляют себя с религией - "Я принадлежу к этой религии... Это ограниченность ума... Вся мудрость этого мира, все знания... Принадлежат вам..." [2, с. 11 - 12]. Все это только кожура, когда-то бывшая пригодной для достижения состояния духовности. Теперь имеются куда более эффективные методики для достижения духовности, и, конечно, одна из самых "эффективных" - это методика ИЖ. Здесь нужно отметить тотальную информационную закрытость ИЖ: не практикуя, вы можете получить доступ только к самой общей, рекламной (и во многом искажающей действительное положение вещей) информации. Так, например, даже список информационной рассылки с материалами ИЖ вы можете получить, лишь пройдя базовый курс [8]. Это делает изучение учения и практики ИЖ довольно сложным и вынуждает опираться лишь на обрывочные, косвенные сведения, доступные из литературы (в основном, брошюр Шри Шри Рави Шанкара) и почерпнутые из бесед с членами ИЖ. Хотя утверждения о безрелигиозности учения и практики группы дезавуировать все-таки можно.
Религиозный характер учения ИЖ подтверждается следующим:
1. Наличие концепции Бога.
В учении ИЖ имеется однозначное и не позволяющее никаких двойственных толкований понятие о Боге, в основном соответствующее идеям неоведанты и непримиримо противоречащее представлениям всех основных монотеистических религий. "Бог - это все существование. Бог - это сам смотрящий. Тот, кто смотрит - это и есть Бог. Бога вы можете найти в самой сердцевине себя" [1]. "Осознайте, что Бог - это все пропитывающее сознание, то единственное, что существует, и ничего кроме него. ... Это пространство, в котором все существует, в котором все расцветает, вырастает и умирает, будет основной субстанцией этого творения - пусть это будет вашим пониманием Бога" [9, "беседа о терроризме"]. "По Вашей истинной природе, Вы - Бог. Когда вы невинны, когда вы сама покорность, вы - Бог" [6, с. 86].
2. Вытекающая из теологии монизма идея отсутствия индивидуальной личности человека.
"Самопознание состоит в том, чтобы воспринимать каждого, как тряпичную куклу
Никто не обладает какой-то фиксированной индивидуальностью
" [5, с. 34]. "Итак, истинная близость - это понимание, что другого лица не существует
" [5, с. 35].
3. Учение о предсуществовании и переселении душ.
"Вы существовали до Библии. Вы существовали до Вед. Вы из-за пределов пространства... Вы попали... В это маленькое тело, в маленькую семью. В определенную ситуацию. Вы играете в некую игру..." [1, с. 48]. Мы все встречались раньше. И в будущем мы тоже будем встречаться. Вы можете делать вид, будто вы не помните..." [1, с. 48].
4.Учение о существовании мира, как результате Божественной игры (лилы).
На вопрос Божественном промысле: "...Он просто играет, нажимая на все ваши кнопки..." [1]. "..Он говорит: не воспринимайте ничего всерьез, все это - игра. Все это подобно сну" [5, с. 104]. "Сделайте всю свою жизнь игрой. В ней нет ни назначения, ни цели - ничего нет" [5, с. 104].
5. Учение о спасении как избавлении от кармы.
"Любовь может уничтожить всю карму. И второе - дыхание. Работа дыхания уничтожит карму. Третье - это медитация. Это может уничтожить карму. Четвертое - служение. Любой вид служения..." [4]. "Милосердие и знание могут избавить от кармической зависимости. А иначе ей нет конца. Хорошие кармы будут порождать хорошие кармы, плохие кармы будут порождать плохие..." [6, с. 48].
6. Религиозная практика ИЖ:
Совершение пуджи. Если во время прохождения базового курса вы с этим не столкнетесь (на базовом курса пуджа совершается не везде, если говорить о Российских отделениях ИЖ), то на втором этапе после базового курса (семинары по Сахадж Самадхи) вам придется совершить поклонение гуру Шри Шри Рави Шанкару. Это - традиционная индийская религиозная церемония .Здесь все также очень напоминает процедуру инициации в ТМ. Вас попросят принести определенный набор продуктов (фрукты, цветы, зерна). Ваше приношение предлагается перед портретом гуру ("Мастер - это тот, кто снимает с вас этот груз, который вы не можете сами нести, и зажигает в вас любовь преданного" [4, "Пуджа - с уважением предложить все"]), зажигаются свечи, читаются определенные молитвы на санскрите, где гуру называется Богом, и, после этого инструктор сообщает вам вашу индивидуальную мантру (которую должны знать только вы). Тем самым вы, возможно и не подозревая об этом, совершили религиозное поклонение в языческом духе [12].
На базовом курсе практикуется групповое чтение или пение мантр, таких как "Шива Манас Пуджа (мантра для отсечения привязанностей, буквально - "заклинание Разума Шивы"), Бхаваньястакам (молитва Божественной Матери), Шивохам, Атмастакам, Лингастакам, Ом Намах Шивая (наиболее распространенная мантра шиваизма) и прочих. Все эти мантры имеют однозначно религиозное значение. Вообще, в учении ИЖ (в его подлинном, а не рекламном содержании) огромное значение имеет поклонение демонической супруге бога Шивы - богине Кали: "Лучшее, что можно сделать - это сдаться Матери Кали и любить Мать Кали. Итак, Кали - Мать, дарящая знание" [5, с. 81]. Почитание Кали, наряду с использованием шиваистских мантр, редуцированной тантрической крия-йоги, свойственной шиваизму веданты недвойственности и рядом других черт, позволяет отнести группу к неоиндуистским сектам, созданным на основе тантрического шиваизма.
Почитание гуру. Ранее уже приводились некоторые примеры, показывающие роль гуру в группе. Ему поклоняются как живому богу, он считается проводником божественного откровения. Описываются его чудеса: "Когда мы делали крию, здесь [в Иркутске - авт.] Был Основатель программы [Шри Шри Рави Шанкар - авт.] В облаке света и наш инструктор плавал в волнах этого сияния. Я спросил: "А какой был запах?" Кеша: "Я его не знаю, но очень приятный". Запах чувствовал и один из повторно проходивших курс - запах сандаловой благовонной палочки" [3, с. 11]. Приведу только один отрывок из многочисленных восхвалений гуру адептами: "Чем больше я раскрываю Тебе свое сердце, тем больше жизнь раскрывается для меня. Чем больше жизнь раскрывается мне, тем я более свободен. Все, о чем я мечтаю - это Ты. Мое сердце - это Луна, звезды. Навсегда Твой" [4].
Конечной целью сударшен крии, медитации является не обретение душевного комфорта, психологического равновесия, здоровья, работоспособности, как об этом можно прочитать в ма